Как правильно заряжать аккумулятор
Как правильно заряжать аккумулятор
Как сделать 02.03.2023

С наступлением холодов у автомобилистов всё чаще возникает вопрос зарядки аккумулятора в автомобиле. И совсем неважно, что стало причиной выхода его из строя: забытые включённые надолго габаритные огни, неприкрытая дверца или даже простой на одном месте. И садится батарея, как правило, внезапно, в тот самый момент, когда срочно нужно ехать. Исправить эту ситуацию легко, главное — знать нюансы. Так, у многих автовладельцев возникают вопросы: при какой температуре заряжать аккумулятор? Нужно ли снимать его при этом или нет? Давайте вместе разбираться, как правильно зарядить автомобильный аккумулятор.

Как определить, что аккумулятор нуждается в зарядке?

Считается, что в идеальных условиях эксплуатации аккумулятору вообще не нужно зарядное устройство, ведь он может сам подзаряжаться и восстанавливаться от генератора. Однако такие условия не всегда существуют на практике, и рано или поздно вам придётся столкнуться с необходимостью зарядки аккумуляторной батареи (АКБ).

Итак, как же выяснить, что автомобилю срочно нужна подзарядка?

Это можно сделать несколькими способами:

Проверить аккумулятор с помощью индикаторов

Проверить с помощью индикаторов. Так, в аккумуляторах нового поколения есть индикаторы уровня заряда и показатели плотности электролита. Также вы можете определить, всё ли в порядке с устройством по световому показателю. При зелёной лампочке — всё в норме, горит красный — нужна зарядка.

Обратить внимание на бортовые приборы

Обратить внимание на бортовые приборы. Если с батарей всё в порядке, то при включении зажигания лампочка, отвечающая за батарею, включится и сразу же погаснет. Если она останется гореть —  значит, заряд на исходе.

Измерить плотность

Измерить плотность специальными устройствами: ареометром и мультиметром.

Как проверить заряд аккумулятора?

Давайте рассмотрим более подробно, как проверить заряд автомобильного аккумулятора с помощью приборов.

Ареометр

Ареометр — простейший инструмент. Он представляет собой грушу для всасывания жидкости (элекролита) с поплавком внутри, на котором есть градуированная шкала с показателями.

Так, цифра в 1,28 г/см3 говорит о полной зарядке, показатель в 1,20 означает половину заряда АКБ, а полностью севшая батарея покажет 1,1 г/см3.

Мультиметр

Мультиметр — это многофункциональный электроизмерительный прибор. Его главная цель — проводить измерение характеристик электрического сигнала. Это устройство объединяет в себе возможности вольтметра, амперметра, омметра и других несложных приборов.

Его присоединяют к выходу АКБ. Увидеть на нём показатели можно, дав автомобилю небольшую нагрузку, например, включив фары. Через секунд 10-15 появится вольтаж. Если этот показатель ниже цифры в 11,2, то значит, заряд АКБ на минимуме.

Подготовка к зарядке

Если после проверки стало ясно, что батарея нуждается в восстановлении, рекомендуем подготовиться к её зарядке.

Подготовка к зарядке
Подготовка к зарядке
Подготовка к зарядке

Последовательность ваших действий должна быть следующей:

АКБ отсоединяем от бортовой сети

АКБ отсоединяем от бортовой сети и снимаем с автомобиля. Если у вас мало времени, можно просто отсоединить минусовой провод.

Очищаем аккумулятор от окиси и остатков смазки

Очищаем аккумулятор от окиси и остатков смазки. Он не должен быть грязным. Особенно важно сделать это для контактных клемм, чтобы обеспечить хорошее соединение.

Протираем поверхность устройства

Протираем поверхность устройства сухой или смоченной в 10%-ном растворе кальцинированной соды или нашатырного спирта тряпкой.

Обследуем на предмет протечек электролита

Обследуем на предмет протечек электролита и каких-либо других повреждений.

Аккуратно достаём клеммы

Если всё хорошо, аккуратно достаём клеммы.

Откручиваем пробки и смотрим, годен ли наш электролит

Откручиваем пробки и смотрим, годен ли наш электролит. Для этого он должен быть прозрачным и чистым. Если есть хлопья или осадок — использовать его нельзя.

Измеряем уровень жидкости

Измеряем уровень жидкости. Если он критически мал, долейте нужное количество дистиллированной воды.

Теперь можно заряжать

Теперь можно заряжать. Для этого клеммы зарядного устройства подсоединяем к аккумуляторной батарее. И только теперь вставляем зарядное устройство в сеть. Ни в коем случае не наоборот!

Способы зарядки

Зарядку АКБ можно производить на СТО или в домашнем гараже при помощи сетевого зарядного устройства (ЗУ). Оно бывает трансформаторное и импульсное.

В зависимости от прибора существует три метода зарядки:

Зарядка постоянным током

Постоянным током. Этот способ считается весьма эффективным, но проходит в несколько этапов и требует контроля со стороны автовладельца.

Зарядка постоянным напряжением

Постоянным напряжением. Такой вариант проще, но при этом он даст всего 80% заряда аккумулятора.

Комбинированный метод зарядки

Комбинированный метод зарядки, во время которого нужен минимум действий от автовладельца, но для его реализации понадобится специальное устройство.

При зарядке постоянным током нужно, чтобы он был равен 10% от первоначальной ёмкости батареи. Так, например, ёмкость стандартной АКБ составляет 100 Ач, значит, ток заряда не должен превышать 10 А. Процесс заряда продолжается до тех пор, пока напряжение в клеммах не будет 14,3-14,4 В. Как только оно достигло этих показателей, мы уменьшаем ток в два раза (в данном случае делаем его 5 А) и продолжаем зарядку. Этим действием мы снизим нагрузку на батарею и уменьшим кипение. Далее, когда напряжение станет 15 В, уменьшаем ток ещё в два раза. Так нужно продолжать до тех пор, пока значения напряжения и тока перестанут изменяться.

При зарядке постоянным напряжением всё, что вам нужно сделать, — это установить напряжение в показателях 14,4-14,5 В и ждать, пока батарея зарядится. При этом помним, что с помощью этого метода максимальный уровень, которого мы сможем добиться, будет примерно 80% за сутки заряда.

Этими способами стоит заряжать свинцово-кислотные аккумуляторы. При достижении нужных показателей тока или напряжения зарядку следует прекратить. Если продолжить, жидкость в АКБ может перегреться, что приведёт к падению её уровня.

Считается, что комбинированный метод зарядки — самый оптимальный. В этом случае сперва АКБ заряжают постоянным током, а после — постоянным вольтажом. Умное зарядное устройство само определяет уровень заряда батареи, подбирает нужный режим и величину тока. Весь процесс полностью автоматизирован. Как только батарея будет полностью заряжена, устройство отключится. Автовладельцу необязательно присутствовать при процессе.

Время на подзарядку АКБ

Сколько времени понадобится на подзарядку АКБ? Всё зависит от степени изначальной разряженности, от длительности эксплуатации батареи и её качества, а также от метода зарядки.

Для примера возьмём стандартную батарею С10 на 100 Ач. При полной разрядке процедура зарядки постоянным током займёт около десяти часов, а постоянным напряжением — около суток.

Да, процесс зарядки АКБ — небыстрый, а ехать, как правило, нужно прямо сейчас. В этом случае водители используют так называемую экспресс-зарядку. Для этого они снимают клеммы батареи, подсоединяют прибор и ставят ток на максимум. Минут 15-20 хватит, чтобы зарядить АКБ. Однако этот метод стоит использовать только в самых крайних случаях, ведь такие действия портят качество вашего аккумулятора, сокращая срок его службы.

Прикуривание авто

Иногда автолюбители пользуются «прикуриванием». Это когда одно транспортное средство подзаряжается от АКБ другого. Нужно сказать, что такой  способ может быть опасным, производители батарей его запрещают. Его использование служит причиной снятия автомобиля с гарантии или со страховки.

«Прикуривание» делают с помощью специальных кабелей и только с исправными обеими аккумуляторными батареями. Процедура длится от пяти до десяти минут. Во время её проведения ни в коем случае нельзя трогать кабели. А температура воздуха должна быть не ниже 15 °С.

Также стоит отметить, что восстановление батареи производят при температуре +20-25 °С. Дело в том, что если вы будете делать это при более низких температурах, то процесс сильно затянется, ведь реакция будет замедленной. Если температура воздуха минусовая, то заряжать АКБ не рекомендуется, эффект будет почти нулевым. Поэтому аккумуляторную батарею стоит занести в тёплое помещение и подождать несколько часов, чтобы жидкость внутри (электролит) как следует прогрелась до нужного уровня.

Конечно же, правильная полная зарядка автомобиля — самый оптимальный выбор для АКБ. Этим вы продлеваете жизнь батареи без пере- или недогрузки.

Имейте в виду, что даже только что купленный аккумулятор из магазина может быть разряжен (слишком долго лежал на полке). Поэтому перед использованием проверьте уровень заряда и при необходимости доведите до нужного.

Срок службы АКБ

Средний срок службы АКБ — от двух до трёх лет, что обеспечивает пробег примерно в 70 000 км. Это срок, в течение которого производитель гарантирует полноценную работоспособность батареи. Есть случаи, когда аккумулятор прослужил и дольше, однако в этом случае нельзя быть уверенным в его 100%-ной работоспособности. Перед дальней поездкой лучше всего заменить старое устройство на новое, ведь, по сути, это расходник.

Причины, по которым может происходить разрядка АКБ:

Глубокая разрядка

Глубокая разрядка

Коррозия

Коррозия

Короткое замыкание

Короткое замыкание

Перезаряд аккумулятора

Перезаряд аккумулятора

Зарядка аккумулятора по шагам

Присоединяете к клеммам АКБ провода от зарядного устройства

Сам процесс зарядки довольно прост. Вы присоединяете к клеммам АКБ провода от зарядного устройства. Здесь самое главное — определить полярность клемм и правильно подключить их с учётом  полярности («+» к «+», «-» к «-»). После этого устройство можно включать в розетку.

Нужно проверять уровень зарядки

Чтобы батарея автомобиля прослужила как можно дольше, нужно регулярно проверять уровень её зарядки, не допускать критических показателей и периодически подзаряжать. Особенно это касается кальциевых батарей, которые плохо переносят глубокий разряд.

Нужно проверять уровень электролита

Чтобы не допускать разряда, нужно систематически (летом — раз в неделю) проверять уровень электролита, доливать дистиллированную воду, нейтрализовывать щелочным раствором верхнюю панель аккумуляторной батареи, тем самым предотвращая процесс саморазряда.

Техника безопасности при зарядке АКБ

Техника безопасности при зарядке АКБ
Техника безопасности при зарядке АКБ
Техника безопасности при зарядке АКБ

Помните, что вам нужно не только знать, как пользоваться зарядным устройством для автомобильного аккумулятора, но и соблюдать определённые правила безопасности.

Вот они:

Заряжайте только исправную батарею

Заряжайте только исправную батарею.

Изучите технические характеристики вашей АКБ

Изучите технические характеристики вашей АКБ, чтобы не превышать максимальные значения тока и напряжения.

Наденьте очки и перчатки

Наденьте очки и перчатки, которые выдержат работу с химией (ведь предстоит контакт с кислотой).

Кипящий аккумулятор выделяет вредные вещества

Кипящий аккумулятор выделяет вредные вещества типа сернистого газа. Если заряжаете автомобиль в гараже, сделайте так, чтобы помещение хорошо проветривалось. Ни в коем случае не заряжайте АКБ в доме, ведь эти вещества могут осесть на предметах, потолке, стенах дома.

Открытый огонь, это всегда очень опасно

Открытый огонь, пусть и небольшой (сигарета, случайная искра), — это всегда очень опасно. При зарядке в больших количествах выделяется водород, который взрывоопасен. Помните об этом!

Используйте предохранители

Используйте предохранители. В устройствах нового поколения есть защита от короткого замыкания, но вам также нужно ещё защитить свою электрическую сеть.

Во время зарядки не прикасайтесь к клеммам и другим токопроводящим элементам

Во время зарядки не прикасайтесь к клеммам и другим токопроводящим элементам.

Обязательно проверьте, чтобы минусовой контактный провод в машине был отключён

Обязательно проверьте, чтобы минусовой контактный провод в машине был отключён, чтобы не было замыкания, иначе можно спалить электронику в автомобиле.

Необходимо контролировать процесс зарядки

Необходимо контролировать процесс зарядки — электролит не должен сильно кипеть. Если это произошло, отключите на некоторое время устройство, чтобы батарея остыла.

АКБ можно заряжать на самом автомобиле

АКБ можно заряжать на самом автомобиле, предварительно выключив бортовую электронику.

Рано или поздно вы столкнётесь с процессом зарядки АКБ, ведь со временем все батареи разряжаются. Не всегда автомобильный генератор может зарядить аккумулятор полностью, поэтому в некоторых случаях придётся воспользоваться зарядным устройством.

Как вы уже убедились, процесс зарядки АКБ довольно простой, главное — выбрать правильный прибор для этого и соблюдать технику безопасности. Во всех магазинах Лемана ПРО представлен широкий выбор зарядных устройств любых типов, а наши продавцы всегда подскажут, какое именно устройство подойдёт для вашего автомобиля.